Урок истории от члена РГО Ольги Карелиной
В канун Дня учителя в Москве прошли два завершающих этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации»,
В канун Дня учителя в Москве прошли два завершающих этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации», который проводил Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ. И вот приятная весть. Его победительницей по Дальневосточному федеральному округу стала член РГО, преподаватель истории Ольга Владимировна Карелина из Хорольской средней школы № 3. Сразу же после ее возвращения из столицы редактор газеты «Рассвет» Хорольского муниципального района Шумкин Владимир Юрьевич встретился и побеседовал с ней.
– С победой вас, Ольга Владимировна. Москва опять вами покорена. Говорю «опять», потому что десять лет назад, в июне 2007 года, вы ездили в столицу вместе со своим учеником Павлом Горбуновым на финальный тур Всероссийского конкурса «Права человека – глазами ребенка» и вернулись с первым местом. Завидная нацеленность на успех! Ну а что побудило вас к участию в этом конкурсе?
– Конкурс привлек меня актуальностью темы – Великая российская революция 1917 года. Подходов к ее освещению сегодня немало, как и точек зрения о пути развития России. Мы отошли от насаждавшихся десятилетиями догм, попытались беспристрастно разобраться в революционной ситуации.
Были и у меня свои мысли на этот счет, основанные на тщательном изучении исторического материала, свои наработки в его подаче ученикам. Вот и решила попробовать свои силы.
Фото из личного архива О.В. Карелиной
– Давайте вначале об условиях конкурса.
– Проходил он в три этапа.
Первый – отборочный – был заочным. Предлагалось заполнить и отправить в Москву в электронном виде анкету, вопросы которой охватывали всю педагогическую деятельность с указанием личных достижений и успехов учеников.
Надо было также подготовить и краткое эссе об основных принципах и подходах к преподаванию истории революции 1917 года.
– И каково ваше видение темы?
– Я выделила четыре основных принципа. Во-первых, признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной России. Во-вторых, осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года и Гражданской войной.
Третьим принципом стало уважение к памяти героев обеих сторон этой войны, искренне отстаивающих свои идеалы и не виновных в массовых репрессиях. И, наконец, осуждение идеологии террора как политического инструмента – и революционного, и контрреволюционного. Убеждена: необходимо относиться к событиям столетней давности с должным уважением и перестать их рассматривать через призму идеологии.
Видимо, смогла заинтересовать организаторов конкурса, поскольку пришел вызов в Москву для участия в очных этапах. Все расходы при этом – дорога, проживание, культурная программа – взяла на себя принимающая сторона.
Фото из личного архива О.В. Карелиной
– Надо полагать, собралась в столице внушительная компания лучших историков.
– Участие в конкурсе приняло по нескольку педагогов от каждого федерального округа, в общей сложности 70 человек. Разместили нас в гостинице на Воробьевых горах, рядом с Московским государственным университетом. Отсюда утром 2 октября мы отправились в Государственный архив Российской Федерации, на выставку «В.И. Ленин». Участие в этом мероприятии приняли председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и бывший премьер РФ Михаил Фрадков, ныне глава службы внешней разведки России, и директор российского института стратегических исследований.
А после обеда поехали в Российское историческое общество на второй тур конкурса. Он заключался в 5-7-минутной презентации своей педагогической деятельности и методов преподавания. Успешно прошедшим презентацию вручался конверт с заданием, содержащим какую-либо педагогическую ситуацию, связанную с преподаванием революции 1917 года. Получила такой конверт и я. А на следующий день уже надо было выполнять задание.
–То есть, никакого времени на серьезную подготовку?
– Вечер и ночь, так что надо было быстро собраться с мыслями. Моим заданием стало провести урок по теме «Политические альтернативы развития России в 1917 году». Его я решила построить в форме ролевой игры. Я допускала четыре возможных варианта: власть берет Временное правительство, Петроградский совет, большевики или военная диктатура, поэтому в моей ролевой игре должны были быть и Милюков, и меньшевик Чхеидзе, и Ленин, и идущий на Петроград Лавр Корнилов.
Предполагалось, что исполняющие их роли ученики выступали со своими программами, а остальные должны были им задавать самые разные вопросы, в том числе и каверзные.
– И не факт, что победил бы Ленин?
– Не факт. Событие на уроке могли развернуться по самому неожиданному сценарию, как, впрочем, и в России 1917 года.
Теперь оставалось ждать итогов конкурса, и они были подведены 5 октября, в День учителя, в здании Министерства образования и науки РФ при участии министра образования О.Ю. Васильевой и председателя Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» А.О. Чубарьяна, академика РАН, автора многих учебников по истории.
Мне были вручены диплом за 1 место среди конкурсантов ДФО (1-3 места присуждались по каждому округу) и денежная премия.
А вечером все мы отправились на концерт в честь Дня учителя в Государственный Кремлевский дворец. Конечно, приятно встретить свой профессиональный праздник в главном концертном зале страны. А когда объявили: «Президент Российской Федерации Владимир Путин», все мы испытали волнение и еще раз испытали гордость за свою профессию. Присутствие главы государства на празднике учителей – высокая оценка их труда.
Фото из личного архива О.В. Карелиной
– Ольга Владимировна, лучший урок истории по ДФО существует пока в проектном виде. Не думаете ли применить его на практике?
– Такие планы есть, при изучении данной темы предполагаю провести его со старшеклассниками.
Хочу отметить, что хотя моя «московская командировка» длилась всего пять дней, она дала много полезного.
Уже само общение с коллегами – школа опыта, много интересной информации получили и от организаторов конкурса. Например, имеются планы включить в ЕГЭ историю в качестве основного предмета, и планы не столь отдаленные.
Много говорилось об одной из главных проблем образовательного процесса: дети в своем большинстве сегодня не обладают навыками осознанного чтения, и здесь педагогам предстоит напряженно потрудиться. Ну а меня к этому обязывает еще и победа в конкурсе. Будем работать!
Беседовал редактор газеты «Рассвет» Хорольского муниципального района Шумкин Владимир Юрьевич
Фото из личного архива О.В. Карелиной
Последние новости
Ветераны СВО из Приморья могут пройти лечение в реабилитационных центрах Социального фонда России
С января 2025 года демобилизованные участники специальной военной операции могут получить услуги по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению в подведомственных фонду центрах.
Хулиганство группой лиц
30 января 2025 г. Ленинским районным судом г. Владивостока по ходатайству следователя отдела по расследованию преступлений,
20 вопросов рассмотрено на заседании Думы Владивостока
30 января состоялось очередное заседание Думы Владивостока. Депутаты рассмотрели 20 вопросов, большая часть которых касается благоустройства городских территорий.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований