«Ты заходи, если что»: приморцев ждут на выставке «Союзмультфильма»

В музее Арсеньева работает выставка, посвященная героям известнейшей студии мультипликации Этой весной у любимых всеми сшитых,

В музее Арсеньева работает выставка, посвященная героям известнейшей студии мультипликации

Этой весной у любимых всеми сшитых, склеенных или нарисованных героев советских мультфильмов началась длительная командировка во Владивосток. Чебурашку и крокодила Гену, Винни Пуха и Пятачка, удава из «38 попугаев» и еще десяток персонажей теперь можно увидеть в главном корпусе Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева на выставке «И все, все, все. Герои и миры советских мультфильмов», посвященной 110-летию анимации, сообщает РИА VladNews.

Об истории и современной работе одной из старейших мультипликационных студий в эфире радио «VBC» рассказал генеральный директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев. 

Фото: РИА VladNews 

Борис, как думаете, получится создать мультфильм о Владивостоке?

- Такую возможность я не исключаю. Честно говоря, я впервые в этом городе, для меня это персональное открытие. Но в мультфильмах обычно создаются сказочные миры, не привязанные к какой-то конкретной географической точке, чтобы никому не было обидно.

Как вы попали на студию?

- Генеральным директором я стал пять лет назад. До этого 11 лет занимался созданием «Фиксиков» - одного из первых мультсериалов в стране. Это была удивительная эпоха, ведь к 2000 годам мы оказались в ситуации, когда наша анимация перестала быть заметной массовому зрителю. Тогда появились новые продюсеры, которые решили сделать ставку на производство сериалов. И это сработало. Так в Питере появились «Смешарики», «Лунтик», в Москве – «Маша и медведь», в 2006 году мы начали делать «Фиксиков». В это время «Союзмультфильм» никак не мог найти свое место в это мире. Я увлекся идеей, что в Москве может появиться студия компьютерной графики, сейчас мы активно это направление развиваем.

Какие способы  создания мультфильмов сейчас используются?

- Студия начинала с рисованных мультиков, а история российской анимации с кукольных мультфильмов. Кукла – мистическая фигура. На «Сюзмультфильме» до сих пор работает кукольный цех – уже почти 60 лет – и такие мультики до сих пор делают.

Еще есть технология перекладки. Это когда вы берете аппликацию и начинаете ее шевелить по столу: ручки, ножки. Так, например, сделан «Ежик в тумане»: если приглядеться, герои там – плоские марионетки. Такая техника – абсолютно микронный вид искусства. В одной секунде помещается 24 кадра – 24 изображения должно промелькнуть у вас перед глазами – все они сделаны вручную.

В рисованных мультфильмах аниматор должен перерисовать 24 картинки. При этом нужно ведь, чтобы персонаж был красивым, правильно окрашенным. Все это разные операции, за которые отвечают целые цеха. Поэтому «Союзмультфильм» всегда был настоящим заводом. Это фабрика, на которой каждый отвечает за определенную задачу, чтобы в итоге все слилось в цельный фильм.

Расскажите об этапах производства мультфильма?

- Самое сложное – придумать идею. Что это за фильм, какие там будут персонажи. Причем это не классический сценарий, в котором написан сюжет. В анимации он не дает ответа на вопрос «Что это будет за кино?», потому что дальше стилистически фильм может быть каким угодно. Один и тот же сюжет будет выглядеть совершенно по-разному в зависимости от того, нарисованный это мультик или кукольный.

Вы знаете, что существует две версии советского «Простоквашино»? Мы смотрим «Союзмультфильмовскую», а есть еще мультфильм, созданный творческим объединением «Экран». В обоих случаях основа - книжка Эдуарда Успенского, но  готовый продукт отличается.

Когда есть словесная идея и визуальная в виде эскизов, режиссер начинает рисовать раскадровку – комикс, который должен объяснить работникам цехов, что им нужно сделать.

Сколько времени уходит на создание одного фильма?

- Александр Татарский, создатель «Пластилиновой вороны», говорил, что фильм, как ребенок, должен рождаться 9 месяцев. Примерно столько времени, может быть, год, уходит на одну короткометражку. Оно необходимо для того, чтобы выносить идею, а дальше уже  дело техники.

Выработка одного аниматора, если говорить о полнометражном рисованном мультфильме – две секунды в сутки. Представляете, сколько нужно людей, чтобы фильм был сделан в какой-то разумный срок? Конечно, у специалистов случается и выгорание. В таком случае сотрудники стараются поменять проект, над которым работают.

В каких мультиках – снятых на пленку, или компьютерных – больше души?

- У кинопленки действительно была своя магия. Два года мы реставрировали собственные фильмы, оцифровывали в формате высокой четкости, восстанавливали цвет. И действительно кино воспринимается по-разному. Хотя и в то, и в другое производство аниматоры вкладывают душу.

Компьютерные технологии позволяют аниматорам работать удаленно, из дома. Это было особенно хорошо во время пандемии. С другой стороны здесь нет артефактов. На стенку ты ничего не повесишь, на стол не поставишь.

Конечно, до сих пор живут многие технологии производства мультфильмов. Например, «Выкрутасы», созданные Гарри Бардиным из проволоки, получили пальмовую ветвь в Каннах. Тот же пластилин: его можно симулировать на компьютере, но это настолько мучительно сложно, что лучше работать с живым, настоящим.

Существуют ли «взрослые» мультфильмы?

- Большая часть российской мультипликации с рейтингом 0+. Это осознанный выбор продюсеров, потому что дошкольная аудитория у нас самая активная. Кино – не только вид искусства, но и экономика. Ты всегда думаешь о том, что должна быть такая аудитория, которая оплатит потраченные время и силы.

Однако мы каждый год собираем порядка 30 призов на фестивалях за наши короткометражные фильмы, но, к сожалению, о них знает не так много людей. Это разные продукты, в том числе для взрослых. Один «Союзмультфильм» за всю свою историю сделал полторы тысячи фильмов.

С кем встретятся посетители выставки?

- Она будет точно интересна и взрослым, и детям. Вы сможете увидеть то, что незаметно на экране, то, что остается за кадром: эскизы художников, коллекции кукол. Там будет Чебурашка в натуральную величину! Посетители смогут понять ход мысли художника и режиссера, этапы придумывания этих миров, технологии создания любимых мультфильмов.

У «Союзмультфильма» есть золотая сотня лучших работ. Как она отбиралась?

- Собралось сообщество аниматоров и проголосовало за свои любимые фильмы. Первый в рейтинге - «Жил был пес» Назарова. Также там «Винни пух», «Ежик в тумане», «Каникулы Банифация», кстати, мой любимый мультфильм. Целая плеяда музыкальных фильмов: «Летучий корабль», «Бременские музыканты», «Катерок».

А какими проектами студия гордится сейчас?

- Сейчас у нас очень много сериалов: около 15 штук, 10 из которых зритель уже видит на экране. Это «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку», «Пластилинки» и другие. Есть проекты – наследие предшественников. Например, новые «Простоквашино», «Ну, погоди!». Перед тем, как запустить мультфильм в производство, мы обязательно смотрим рейтинги, проводим соцопросы. Собираем фокус-группу из детей еще на этапе идеи мультфильма, чтобы они рассказали, что им нравится, а что не нравится.

Фото: Алексей Воронин

Последние новости

Цены на автомобили в России продолжат расти

Эксперты прогнозируют умеренный рост цен на автомобили до конца года.

В Приморье началась выдача бесплатных медикаментов для детей из многодетных семей

Дети до шести лет теперь могут получать лекарства за счет государства.

Контроль качества дорожного ремонта в Угловом

Игорь Чемерис проверил выполнение работ на улицах Михайловская и 2-я Рабочая.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Вольске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *